Памятка для школьника профилактика близорукости

Памятка профилактика нарушений зрения у школьников

Памятка для школьника профилактика близорукости

     На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье детям? Во многом состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе зависит от того, насколько правильно организован его режим дня.

     Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.

     Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1.     Правильное чередование труда и отдыха.

2.     Регулярный прием пищи.

3.     Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4.     Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5.     Определенное время для приготовления домашних заданий.

6.     Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

     Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения.

    Первое на что необходимо обратить внимание, это то, что новорожденные и дети первого года жизни имеют только в 5 % случаев эметропическую рефракцию, в остальных случаях это различные варианты аметропий (4 % – гиперметропы высоких степеней более 6 Д, 5% – врожденная миопия и остальные 86 % – гиперметропы слабой и средней степени).

Таким образом, с момента рождения уже 14 % детей составляют группу высокого риска и требуют тщательного наблюдения врача-офтальмолога, который обязан не только констатировать аномалию рефракции, но и составить план мероприятий по динамическому наблюдению за ребенком и работы с родителями, которые в свою очередь должны в домашних условиях выполнять все рекомендации врачей.

                                                Профилактика нарушений зрения у школьников

     Особого внимания специалистов заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах – близорукий.

Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки  приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

     Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 – 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения.

В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников  в среднем составляет  5 – 7 часов в день (30 – 42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 – 10 часов в день (48 – 60 часов в неделю).

Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

     Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

     Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении.

Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.

  К сожалению, начиная  от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания.

Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).

     Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

     Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики.

Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей – справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 – 80 ватт.

Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и  общее освещение в комнате  Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.

При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

     Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» – игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами.

Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 – 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников.

После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

     Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

1.     Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

2.     Правильно питаться

     В рационе близоруких детей должны быть:

морковь – богатый источник бета-каротина;

черника – свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  

красный сладкий перец и шпинат – источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;

кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   

рыба – содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;

шиповник – признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.   

цитрусовые – витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

     Комплекс упражнений для младших школьников

1.     Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.

2.     Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.

3.     Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

4.     Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

5.     Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 – 5 раз.

      Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

1.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, – выдох. Повторить 5 – 6 раз.

2.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз.

3.     Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 – 6 раз.

4.     Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем – влево. Повторить 5 – 6 раз.

5.     Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 – 5 раз.

6.     Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.

7.     Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

     Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях.

Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором.

Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

     Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности.

В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха.

Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

     Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет.

Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день.

Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка.

Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

     Для ребенка это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварная рыба, постная говядина, курица и индейка, морковь и свежая капуста, зелень, ягоды и натуральные соки.

     Все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, необходимы для нормального развития глаза, костного скелета и нервной системы. Кроме естественных витаминов малышу дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови.

Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу – полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых.

У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.

Источник: https://venzovec.schools.by/pages/pamjatka-profilaktika-narushenij-zrenija-u-shkolnikov

Профилактика при близорукости: как сохранить стопроцентное зрение на всю жизнь

Памятка для школьника профилактика близорукости

24.12.2017

Близорукость (офтальмологи называют ее словом миопия) – это нарушение зрения, при котором ухудшается способность различать удаленные предметы.

Миопия даже небольшой степени причиняет дискомфорт и требует оптической коррекции, а сильная – заметно ухудшает качество жизни.

К счастью, есть способы профилактики близорукости, которые помогут предотвратить ее появление и развитие.

Для чего нужна профилактика

При сильной близорукости человек не различает даже предметы на другом конце комнаты. При низком зрении приходится постоянно носить очки или линзы, либо решаться на операцию, которая стоит дорого и несет определенные риски.

Поэтому лучше вовремя уделить время и внимание профилактике близорукости, чем потом искать пути решения возникшей проблемы.  Врачами разработаны рекомендации, соблюдая которые, можно свести к минимуму риск ухудшения зрения.

Профилактика миопии доступна каждому, нужно только не забывать о ней и не преуменьшать ее значение.

Очень остро стоит проблема ухудшения зрения у детей. Согласно статистике, за период школьного обучения процент учеников с разной степенью близорукости возрастает до 30%. Чаще всего миопия развивается именно у школьников.

Это связано с очень высокой нагрузкой на глаза, которую испытывают дети в этот период.

Очное обучение и выполнение домашних заданий занимают большую часть дня ребенка, и все это время его зрительный аппарат находится в напряжении.

После 18 лет рост глаза замедляется и постепенно прекращается, а вместе с ним останавливается и развитие близорукости. Во взрослом возрасте миопия начинается значительно реже.

Если не допустить ухудшения зрения до совершеннолетия, то велика вероятность, что «единица» сохранится до пожилого возраста, поскольку риск появления миопии в зрелости уже значительно меньше. Поэтому профилактика близорукости у детей и подростков особенно актуальна.

Родителям стоит уделять внимание несложным мерам по предотвращению патологии, начиная с самого раннего возраста детей.

Профилактика миопии у детей

Профилактика близорукости у детей имеет особое значение, как база для хорошего зрения в будущем. Различные меры применяются для детей разного возраста, поскольку в каждом периоде есть свои физиологические особенности и меняющиеся факторы окружающей среды.

Антенатальная профилактика (при беременности)

Начинать заботиться о здоровье зрения малыша нужно еще до его рождения, в период беременности. Особенно важно это делать, если есть наследственный риск близорукости (один или оба родителя имеют данную патологию).

Для этого будущей маме нужно:

  • принимать фолиевую кислоту, которая входит в состав витаминных комплексов для беременных;
  • следить за поступлением в организм различных форм витамина B;
  • отказаться от алкоголя и табака в обязательном порядке;
  • не допускать воздействия рентгеновских лучей в период беременности.

Соблюдая эти рекомендации, можно снизить риск развития миопии у будущего ребенка.

Профилактические меры для дошкольников

После рождения необходимо принимать следующие меры по защите зрения малыша.

Необходимы три обязательных визита к детскому офтальмологу в течение первого года жизни ребенка: в конце третьего месяца, затем в 6 месяцев и в годовалом возрасте.

Если один или оба родителя имеют близорукость, врач может назначить дополнительные осмотры, пренебрегать которыми нельзя, поскольку важно динамическое наблюдение за ростом глазного яблока младенца.

Особое внимание следует уделить освещению в детской комнате.

Нельзя допускать, чтобы малыш играл, рисовал или рассматривал книжки при недостаточном уровне освещенности, поскольку это увеличивает нагрузку на зрительный аппарат.

Также во избежание зрительного утомления рекомендуется не показывать ребенку мультфильмы и не разрешать смотреть телевизор до трех лет, а детям старше трех лет ограничивать время просмотра 30 минутами.

Как помочь школьникам

Для школьников список рекомендаций увеличивается, поскольку нагрузка на глаза у них в разы больше, чем у дошколят. Вот памятка для профилактики близорукости у детей, которые учатся в школе:

  1. Правильно организованное рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны по росту, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной. Освещение должно быть достаточным, но не слишком интенсивным.
  2. Чтение с минимальной нагрузкой на глаза. Первые книги должны быть с крупным и четким шрифтом. Ребенка необходимо приучить к тому, что нельзя читать лёжа, особенно на боку. Огромное значение для предотвращения развития глазной патологии имеет поза и осанка.
  3. Письмо и рисование за столом. Как рисовать, так и писать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой. Расстояние от глаз до листа должно быть не менее 35 см.
  4. Смена деятельности. Нельзя допускать слишком длительной работы с фокусом зрения на близких предметах. Необходимо делать перерывы на активную деятельность, в том числе прогулки и подвижные игры.
  5. Спорт. Физическая активность, особенно на свежем воздухе, является отличной профилактикой близорукости.
  6. Регулярные визиты к офтальмологу для контроля состояния глаз школьника.

Этот комплекс мер по профилактике близорукости должен войти в стойкую привычку у ребенка.

Полезные советы по профилактике миопии у детей можно найти в этом видео:



Общие методы предотвращения миопии

Существуют универсальные способы профилактики близорукости, которые подходят для всех возрастов с некоторыми нюансами. Это гигиена зрения, правильное питание, прием витаминов, массаж и специальная гимнастика для глаз.

Гигиена зрения

Зрительной гигиеной называется адекватное дозирование нагрузки и избегание неадекватного напряжения глаз. Поскольку рекомендации по гигиене зрения у детей и подростков для профилактики близорукости рассказано выше, здесь мы перечислим советы для взрослых людей.

  1. Не читать лежа, в транспорте и при тусклом свете, расстояние от книги – не менее 35 см.
  2. Обеспечить хорошую освещенность, особенно на рабочем месте.
  3. Не рекомендуется смотреть телевизор при полностью выключенном свете. Расстояние до экрана – не менее, чем 3 диагонали экрана.
  4. Работа за компьютером: монитор не менее чем в 40 см от глаз, читаемые шрифты – 12-14, не менее 5 минут перерыва на каждый час непрерывной работы. Если близорукость уже имеется, то перерывы должны быть не менее 10 минут.
  5. Если работа подразумевает более 4 часов перед монитором в день или концентрацию на мелких предметах, нужно не менее раза в год профилактически посещать офтальмолога.

Правильное питание

Профилактика миопии у детей и взрослых также обязательно включает в себя правильное питание. Оно должно быть обогащено продуктами, содержащими полезные для зрения вещества:

  • Белок: нежирные сорта мяса – говядина, баранина, индейка, а также рыба, морепродукты, яйца;
  • Овощи: капуста белокочанная и цветная, брокколи, помидоры, морковь, свёкла, тыква, болгарский перец;
  • Зелень: различные сорта салата, зеленый лук, петрушка, шпинат.
  • Молочные и кисломолочные продукты;
  • Фрукты и ягоды: любые цитрусовые, дыня, хурма, персики, абрикосы, облепиха, черноплодная рябина, черника, смородина;
  • Напитки: зеленый чай, свежевыжатые овощные и фруктовые соки, отвар шиповника, боярышника, черничный морс.

Нельзя забывать и про правильный режим питания: есть в одно и то же время каждый день и не переедать на ночь.

Витамины для профилактики миопии

Для поддержания здоровья глаз рекомендуется следить за поступлением в организм полезных для глаз витаминов и микроэлементов.

Один-два раза в год можно курсами принимать витаминные комплексы, поскольку в холодный сезон их поступление с пищей ограничено.

Особенно важно принимать витамины для профилактики миопии у школьников, поскольку растущий организм требует поддержки.  Важнейшими для зрения являются витамины А, С и группы В.

Гимнастика для глаз

Для профилактики близорукости, как у школьников, так и у взрослых, очень эффективны специальные упражнения для глаз. Врачами разработано несколько эффективных комплексов, призванных расслабить перенапряженные мышцы глаз, а также направленных на тренировку аккомодации, то есть способности глаза фокусироваться на различных предметах как вблизи, так и вдали.

Освоив и запомнив простые упражнения, можно повторять их в свободную минуту даже на рабочем месте или в школе. Особенно актуальны для офисных работников и школьников упражнения для цилиарной мышцы, поскольку ее спазм приводит к ложной близорукости, которая может перейти в истинную.

Вот основной рекомендуемый комплекс упражнений, эффективных как для предотвращения появления, так и для замедления прогрессирования близорукости:

  • Круговыми движениями мягко помассировать пальцами веки закрытых глаз;
  • Сделать несколько движений глазами вверх-вних, вправо-влево, из угла в угол;
  • Поставить перед глазами палец, затем найти глазами удаленный предмет позади него и смотреть попеременно на палец и на предмет, не переводя глаз, а только меняя фокус зрения;
  • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд несколько раз подряд.

Базовые упражнения для профилактики близорукости очень просты и доступны для освоения даже ребенку дошкольного возраста.

Профилактика миопии – важная составляющая здорового образа жизни, которая помогает сохранить такую важную функцию организма, как зрение. Следуя несложным советам, изложенным выше, можно сохранить острое зрение на всю жизнь. Чтобы узнать больше о здоровье глаз, подпишитесь на обновления сайта и будьте в курсе всех новостей в области лечения и профилактики глазных заболеваний.

Профилактика при близорукости: как сохранить стопроцентное зрение на всю жизнь Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ozrenieglaz.ru/bolezni/blizorukost/profilaktika

Памятка по предупреждению развития близорукости

Памятка для школьника профилактика близорукости

ПАМЯТКА

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Правило 1. Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Правило 2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При чтении за столом, всегда нужно использовать подставку для книг.

Правило 3. Место для занятий должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 ватт с непрозрачным колпаком.

Свет должен падать с левой стороны для правшей, для левшей наоборот, освещать только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий.

Свет над классной доской (500 люкс) при занятиях всегда должен гореть. Окна в классах не должны быть закрыты занавесками и цветами.

Правило 4. Правильное положение ребенка при работе за компьютером:

Не сутулиться. Не сидеть, положив ногу на ногу. Сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. При необходимости использовать подставку для ног. При работе на клавиатуре не держать руки на весу.

Следить, чтобы спинка стула поддерживала нижнюю часть спины.

Отрегулировать высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора, с учетом того, что центр монитора должен быть на 10-20 см.

ниже уровня глаз, а расстояние от глаз до монитора 45-70 см.

Правило 5. Делать перерыв в занятиях 5-10 минут через каждые 30 минут. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Правило 6. Не рекомендуется читать / играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Правило 7. Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Правило 8. Необходимо ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2,5 м. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора.

Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 5-6 лет – не более 30 минут, до 14 лет – не более 1,5 часа, для школьников старших классов – не более 2 часов непрерывной зрительной работы.

Комната при этом должна быть освещена.

Правило 9. Применять простое правило “20 – 20 – 20”: через каждые 20 минут работы за компьютером в течение 20 секунд моргать обоими глазами 20 раз. Такое упражнение существенно улучшает кровоток и облегчает работу глазных мышц.

Правило 10. Для тренировки остроты зрения, необходимо носить 1-2 раза в день по 30 минут очки с дырочками (перфорационные, очки-тренажеры), или смотреть в них телевизор, можно одевать их при работе с компьютером.

Правило 11. При работе в очках необходимо снимать их при чтении или письме вблизи и надевать их снова при зрительной работе вдаль (работа с доской и т.д.). Это обеспечивает правильную работу мышц глаз (при близорукости до – 3,0 диоприй).

Правило 12. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть-семь верхних строк проверочной таблицы, что соответствует 70-100 % зрения. Носить очки для дали следует постоянно, работать ВБЛИЗИ В НИХ НЕЛЬЗЯ!

Очки для работы подбираются индивидуально в зависимости от степени близорукости наличия астигматизма. Очки для работы подбираются для взрослых на 2,5 диоптрии меньше коррекции для дали, а для детей – на 3диоптрии меньше. При наличии астигматизма сферический компонент уменьшается на 2,5диоптрии, а астигматическая коррекция подбирается для работы вблизи.

Главное назначение очков – оптическая коррекция. Важнейшее их качество – чистота линз.

Правило 13. Необходимо исключить зрительные нагрузки за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

Правило 14. Проводить тренировку на удаление текста от глаз (гимнастика «Зоркость»). Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время.

Если близорукость до 4 диоптрий, гимнастикой можно заниматься без очков. Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого, то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плоскости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг.

Выполнять утром и вечером (см. гимнастику для глаз «Зоркость»).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЗОРКОСТЬ»

Одним из безусловных рефлексов, выработанных в процессе развития человеческого глаза, является тот факт, что импульс на аккомодацию (рассмотреть) и конвергенцию (свести зрительные оси), один.

Поэтому, когда мы рассматриваем предмет вблизи, мы аккомодируем и конвергируем одновременно.

При работе одним глазом выключается процесс конвергенции, пропорционально разгружается аккомодация, следовательно, зрительные нагрузки снижаются наполовину.

При близорукости от 2,5 до 4,0 диоптрий гимнастикой «Зоркость» можно заниматься без очков.

Если близорукость выше, в очках необходимо выполнять все зрительные нагрузки вблизи при хорошем освещении (лампа 60-75 ватт) на максимальном расстоянии и попеременно левым и правым глазами по 20-30 минут каждым. Прикрывать неработающий глаз можно шторкой из бумаги или другого материала. Упражнение лучше делать с подставкой для книг, укрепленной на высоте 15-20 см.

Вначале текст отодвигается на такое расстояние, когда видно плохо, но читать еще можно. Через какое-то время шрифт текста становится более четким, и тогда подставку с книгой можно отодвинуть еще на несколько миллиметров. Это упражнение надо делать в течение 5 минут. Затем, для того чтобы мышцы немного отдохнули, текст медленно приближается на максимально близкое расстояние на 2-3 минуты.

В начале тренировок расстояние от глаза до текста обычно не превышает 30 см. В процессе тренировок это расстояние следует довести до 40-45 см. Обычно на это уходит от одного до трех месяцев. Контролировать расстояние можно самому, соблюдая одни и те же условия: освещение (лампа 60-75 ватт) и одинаковый шрифт (газетный).

Расстояние измеряется линейкой от наружного угла глазницы до текста. Для самоконтроля рекомендуется делать ежедневные записи с указанием даты и расстояния. Если близорукость глаз неодинакова, то худший глаз придется тренировать дольше.

Задача заключается в том, чтобы максимальное расстояние до текста для обоих глаз стало бы одинаковым. Следует обратить внимание на то, что в таких случаях, читая двумя глазами, необходимо вести контроль расстояния до текста по худшему глазу.

Как только расстояние достигнет 40-45 см, необходимо проверить зрение у врача и выписать более слабые очки. У некоторых (по разным причинам) это расстояние сразу превышает 40 см. В этом случае необходимо, поработав 1-2 недели, срочно обратиться к лечащему врачу для уменьшения коррекции.

При очень высоких степенях близорукости и при осложненной миопии, разрешить заниматься гимнастикой может только лечащий врач.

Практика показала, что при занятиях гимнастикой «Зоркость» близорукость стабилизируется, а в некоторых случаях и уменьшается. Если же начать тренироваться тогда, когда близорукость только началась (промиопия), можно добиться таких результатов, когда очки будут просто не нужны.

Желаем успехов!

А.П. Цамерян, врач офтальмолог-оптометрист высшей категории, к.м.н. Академик Академии медико-технических наук РФ

Источник: https://university-school.mskobr.ru/common_edu/sosh_gbou_vpo_mgpu/roditelyam/pamyatka_po_preduprezhdeniyu_razvitiya_blizorukosti/

Памятка по предупреждению близорукости

Памятка для школьника профилактика близорукости

Памятка по предупреждению близорукости

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

Буратино.

Закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Медленно считаем до 8. Представь, что твой носик начинает расти, продолжай с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, следи, как нос снова начнёт уменьшаться.

«Моргание»

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

«Прищепочки»

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

Упражнения для выполнения на уроках с целью снятия зрительной нагрузки. Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом.

Любопытная ВарвараСмотрит влево, Смотрит вправо,Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

посмотреть на кончик носа

А с него свалилась вниз.

посмотреть на пол

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

движения глазами верх – вниз

Листья пожелтелые по ветру летят.

круговые движения глазами влево и вправо

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

смотреть вдаль

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

закрыть глаза

Вот стоит большая ёлка, Вот такой высоты.У неё большие ветки,

Вот такой ширины.

движения глазами
вверх, вниз
вправо, влево

Есть на ёлке даже шишки.

посмотреть вверх

А внизу – берлога мишки.

посмотреть вниз

Зиму спит там косолапый

закрыть глаза

И сосёт в берлоге лапу.

поморгать глазами

Вот стоит осенний лес!
В нём много сказок и чудес!

круговые движения глазами

Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук  да тук

посмотреть вверх, вниз

Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!

поморгать глазами:
медленно, быстро

Посмотри – ка на ребят,

посмотреть вправо, влево

Теперь на небо – там птички летят.

посмотреть вверх,

Внизу, по травке, жук ползёт.

вниз,

А слева деревце растёт.

налево,

Направо – алые цветы.

направо

Закрыв глаза, понюхай ты.

закрыть глаза, глубокий вдох

Над ними бабочка кружит.

посмотреть по кругу

Ослик ходит, выбирает,Что сначала съесть не знает.

у созрела слива,

посмотреть наверх,

А внизу растёт  крапива,

вниз,

Слева – свёкла, справа – брюква,

влево – вправо,

Слева – тыква, справа – клюква,

влево – вправо,

Снизу – свежая трава,

вниз,

Сверху – сочная ботва.

вверх,

Закружилась голова.

круговые движения глазами

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг.

закрыть глаза

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.

круговые движения глазами

Что растёт на нашей грядке?         

посмотреть вниз

Огурцы, горошек сладкий.
Там редиска, там салат –

посмотреть  вправо – влево

Наша грядка просто клад.

поморгать глазами

Шляпки опят, как монетки горят.

посмотреть вдаль

Рябит от шляпок в глазах у ребят.

часто поморгать

По городу мчатся с утра и до ночи

круговые движения

Машины всех марок, красивые очень.

глазами

Проедут направо, налево, кругом –

взгляд направо, налево, по кругу

Свободны машины и ночью и днём.

поморгать глазами и закрыть глаза

Весёлый мяч помчался вскачь.

посмотреть вдаль

Покатился в огород,

посмотреть на кончик носа

Докатился до ворот,

посмотреть вдаль

Покатился под ворота,

посмотреть вниз

Добежал до поворота.

круговые движения глазами

Там попал под колесо.

посмотреть вниз

Лопну, хлопнул – вот и всё.

поморгать и закрыть глаза

Какой красивый лес вокруг нас!

посмотреть вправо, влево

Справа – лисья нора,

посмотреть направо,

Слева – медвежья берлога.

налево,

Внизу, под осиной – ежиная нора,

вниз,

А высоко  на дереве – беличье дупло.

вверх

А далеко – далеко, за лесом –

посмотреть вдаль

Бабушкина деревня!

закрыть глаза

Раз – налево, два – направо.Три – наверх, четыре – вниз,А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Листопад, листопад

посмотреть вверх

Осыпается наш сад. 

посмотреть вниз

Листья жёлтые летят

круговые движения глазами

Под ногами шелестят.

поморгать глазами

Упражнение «Заборчик»

Поднести ладонь к лицу на расстоянии 20 -25 см, широко растопырив пальцы. Поворачивать голову и смотреть сквозь пальцы.
Три поворота с закрытыми глазами, три поворота с открытыми глазами.

Упражнение с игрушкой

На карандаше закреплена игрушка из “Киндер-сюрприза”.
Голова зафиксирована так, чтобы двигались только глаза. Игрушка в вытянутой руке, движения руки вправо и влево с фиксацией и без фиксации.

Упражнение «Повороты»

Ноги на ширине 30 см, перенеся вес тела с одной ноги на другую, поворачивать голову и плечи к противоположной стене (на стене картинка, которую должны увидеть при повороте). Глаза постоянно открыты.

Упражнение «Посмотри в замочную скважину»

Сидя или стоя. Один глаз закрыт, а другой прикрыт «лопаткой», в которой дыроколом сделано отверстие. Дети в течение 15 секунд
Смотрят сквозь отверстие на сюжетную картинку, затем тоже другимглазом.После этого дети закрывают глаза, вспоминают и называют отдельные детали картинки по заданию учителя.

Упражнение «Нарисуй товарища»

Стоя друг напротив друга, Дети глазами пытаются нарисовать своего товарища. Следить, чтобы двигались только глаза, слегка голова, тело же остаётся неподвижным.

Упражнение « Что нарисовано?»

На доске контурные картинки (3 штуки: повешены в ряд), размером 10 х 10 см. Ученик стоит спиной к доске на расстоянии 1,5 – 2 м.

Поворачивая голову ему необходимо увидеть и назвать самый дальний рисунок.

Упражнение «Ёжик»

Для упражнения используется мячик с шипами, диаметром 3 – 4 см.

Вращать между ладонями.

ёжик катится по поляне

Перекатывать по тыльной стороне ладоней.

Вращать внутри одной ладони.

ёжик заблудился

Перебирать пальцами.

ёжик бежит к нам, от нас

Удерживать поочерёдно между пальцев рук.

ёжик колется

Источник: https://infourok.ru/pamyatka-po-preduprezhdeniyu-blizorukosti-3005392.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.